Судебно-психологическая экспертиза и её виды. Вопросы, связанные с назначением и проведением психологической экспертизы.

Судебно-психологическая экспертиза и ее виды.

Впервые идея использования данных научной психологии в судебной деятельности появилась на рубеже XIX—XX веков, почти одновременно с превращением психологии в самостоятельную область знаний. Первые экспертизы имели не только практический, но и научно-исследовательский характер. А.Е. Брусиловский в 1929 писал, что выводы прикладной психологии могут быть полезны в судебной деятельности при исследовании психологических возможностей человека, например, в управлении техникой (дела о железнодорожных крушениях), достоверности показаний свидетелей, в особенности, юных, а также изучении личности и сознания обвиняемого в уголовном суде.

Судебно-психологическая экспертиза (СПЭ) – это исследование, которое осуществляется экспертом на основе специальных познаний в области психологии в целях получения заключения по поводу обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела; это специальное процессуальное действие, заключающееся в исследовании сведущим лицом (психологом) по заданию следователя либо суда предоставленных ему материалов с целью установления фактических данных, имеющих значение для дела и дачи заключения в установленной форме. Значение СПЭ состоит в том, что она нередко выступает в качестве эффективного средства установления обстоятельств дела, а также позволяет использовать в процессе расследования и судебного разбирательства весь арсенал современных научно-психологических средств.

Правовыми основами производства СПЭ, также как и других видов судебной экспертизы, являются Конституция РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» от 31 мая 2001 года.

К компетенции СПЭ могут относится любые вопросы психологического содержания, которые требуют применения специальных психологических знаний, имеющих отношение к делу и имеющих юридическую значимость. Обоснованное и современное применение в ходе следствия специальных психологических знаний существенно расширяет возможности установления многих фактов, которые необходимы для правильного и справедливого разрешения дел, обеспечивает полноту исследования обстоятельств, помогает избежать объективного вменения. Круг вопросов, выносимых на разрешение экспертов-психологов, расширяется, продолжает расти количество экспертных исследований по гражданским и уголовным делам.

Основной целью производства СПЭ является оказание помощи органам предварительного следствия и суду в более глубоком исследовании специальных вопросов психологического содержания, которые входят в предмет доказывания гражданских спорах и уголовных дел. Ведущим направлением экспертной работы является производство судебно-психологической экспертизы по гражданским и уголовным делам, а также по делам об административных правонарушениях.

Предметом СПЭ являются имеющие значение для правосудия фактические данные (либо установление фактических данных) о психологических особенностях, характере и закономерностях психической деятельности субъекта, а также условиях отражения им объективной реальности, устанавливаемые путем психологической экспертной оценки и исследования. Виды судебно-психологической экспертизы отличаются специфичностью предмета исследования.

Основным объектом СПЭ является психическая деятельность субъекта правовых отношений (подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля, истца, ответчика, пр.), т. е. психическая деятельность лица в юридически значимых ситуациях. Другими объектами исследования СПЭ могут быть материализованные источники информации о фактах и событиях, являющихся отражением психической деятельности человека, например:

• вещественные доказательства;

• документы как особый вид доказательств;

• протоколы допросов и следственных действий;

• заключения судебных экспертиз;

• справки, медицинские карты, характеристики, трудовые книжки, послужные списки и т.п.;

• продукты психической деятельности (авторские произведения, устная и письменная речь, дневники, письма, рисунки, пр.) и т.д.;

• фото- и видеодокументы.

Заключение эксперта-психолога является одним из предусмотренных законодательством источников доказательства. Оно представляет собой письменное сообщение эксперта о ходе и результатах проведенного им исследования и о выводах по поставленным перед ним вопросам.

Задачи судебно-психологической экспертизы:

1. Установление способности психически здоровых обвиняемых, свидетелей и потерпевших воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания.

2. Установление способности психически здоровых потерпевших по делам об изнасиловании правильно понимать характер и значение совершаемых с ними действий и оказывать сопротивление виновному.

3. Установление способности отстающих в психическом развитии несовершеннолетних обвиняемых полностью сознавать значение своих действий и определение степени способности их руководить своими действиями.

4. Установление наличия или отсутствия у обвиняемого в момент совершения противоправных действий состояния физиологического аффекта либо иных эмоциональных состояний, которые способны существенно повлиять на его сознание и поступки.

5. Установление, находился ли обвиняемый в период, предшествовавший совершению преступления, и (или) в момент совершения преступления в эмоциональном состоянии, существенно влияющем на способность правильно осознавать действительность, содержание конкретной ситуации и на способность произвольно регулировать свое поведение.

6. Установление возможности возникновения у субъекта различных психических состояний или выявление индивидуально-психологических особенностей, делающих невозможным или затрудняющим выполнение профессиональных функций (в авиации и на транспорте и т.п.).

7. Установление наличия или отсутствия у лица в период, предшествовавший смерти, психического состояния, предрасполагавшего к самоубийству.

8. Установление у субъекта конкретных индивидуально-психических свойств, эмоционально-волевых особенностей, черт характера, способных влиять на содержание и направленность действий в определенной ситуации, в частности, способствовать совершению противоправных действий [5].

Виды судебно-психологической экспертизы

1. Единоличная и комиссионная экспертизы (в зависимости от числа экспертов).

Данная классификация строится в соответствии с критерием «число экспертов, проводящих экспертное исследование».

Единоличная экспертиза проводится одним лицом, обладающим специальными познаниями в области психологии.

Комиссионная экспертиза – это экспертиза, проводимая несколькими экспертами одной специальности (или узкой специализации). Как правило, необходимость в экспертизе данного вида возникает в случае ее особой сложности, трудоемкости либо значимости по делу.

2. Основная и дополнительная экспертизы (в зависимости от степени полноты заключения).

Основной является экспертиза, назначенная для решения поставленных перед экспертами вопросов.

Дополнительной по отношению к ней явится новая экспертиза, назначенная в связи с неполнотой либо недостаточной ясностью основного (прежнего) экспертного заключения, но при отсутствии сомнений в достоверности его выводов. Дополнительная экспертиза проводится лишь тогда, когда неполноту или недостаточную ясность основного экспертного заключения нельзя устранить при помощи допроса эксперта и последнему требуются дополнительные исследования.

3. Экспертизы первичные и повторные (по признаку очередности).

Первичная экспертиза проводится впервые по данному делу в отношении данного лица. Повторная экспертиза проводится вторично в отношении данного лица при наличии сомнений в обоснованности либо правильности выводов первичной экспертизы. По делу может быть назначено несколько повторных экспертиз, именуемые по порядку их назначения второй, третьей, четвертой и т.д.

Основное отличие между дополнительной и повторной экспертизами состоит в следующем. При дополнительной экспертизе решаются вопросы, которые не были разрешены ранее, а при повторной заново исследуются (перепроверяются) уже разрешенные вопросы. Поэтому дополнительная экспертиза поручается тому же либо другому эксперту, а повторная – другому эксперту или другим экспертам.

4. Экспертизы однородные и комплексные (в зависимости от специализации экспертов).

Однородные экспертизы проводятся представителями одной отрасли науки, а комплексные – экспертами — специалистами разных отраслей научного знания.

Комплексная экспертиза – это экспертиза, в производстве которой участвуют несколько экспертов различных специальностей или узких профилей (специализаций), например, психолого-психиатрическая экспертиза, психолого-лингвистическая, психолого-медицинская, психолого-техническая и др.

Особенность комплексного исследования заключается в том, что общим для экспертов выступает цель исследования, а способы достижения результатов могут быть разными. Основное назначение комплексной экспертизы – решение вопросов, относящихся к пограничным знаниям экспертов, когда достигаются многоаспектные (целостные) представления об объекте исследования.

С учетом сказанного комплексные психологические исследования классифицируются на следующие виды экспертиз:

- психолого-медицинская (направленная, например, на исследование особенностей психики, обусловленных данным видом заболевания);

- психолого-психиатрическая (изучает, в частности, влияние состояния психического здоровья и особенностей ситуации на способность руководить собственными действиями);

- психолого-криминалистическая,

- психолого-автотехническая,

- психолого-светотехническая,

- медико-психологическая,

- психолого-вокалографическая,

- психолого-искусствоведческая (например, экспертиза печатных изданий эротического и порнографического содержания),

- психолого-педагогическая,

- психолого-лингвистическая (устанавливает, например, соответствие между уровнем интеллектуального развития, особенностями устной и письменной речи, индивидуально-психологическими особенностями, конкретными обстоятельствами дела и авторством исследуемого текста).

5. Виды судебно-психологической экспертизы по процессуальному положению подэкспертных – судебно-психологическая экспертиза в отношении таких процессуальных лиц, как подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, свидетель и потерпевший.

6. Предметные виды судебно-психологической экспертизы (по характеру вопросов, решаемых экспертизой, и юридическому значению экспертных заключений):

6.1. Судебно-психологическая экспертиза способности воспринимать важные для дела обстоятельства.

Основанием для назначения данной экспертизы могут служить:

- принципиальное несовпадение показаний свидетеля либо потерпевшего с другими материалами дела;

- данные о каком-либо особом психическом состоянии в момент восприятия информации, которая имеет значение для дела;

- большой срок давности событий, составляющих содержание показаний;

- данные о личности свидетеля либо потерпевшего (возраст, профессия, уровень интеллектуального развития, низкая степень владения речью и т.д.), основанные на анализе условий восприятия и сомнения в способности конкретного лица воспринимать те или иные обстоятельства;

- данные о характере воспринимавшегося раздражителя. В подобных ситуациях можно рекомендовать следующие типовые вопросы:

Учитывая индивидуальные особенности зрения (или другого органа чувств) свидетеля (потерпевшего) и конкретные условия, в которых происходило событие (указывается какое), мог ли свидетель (потерпевший) правильно воспринимать определенные обстоятельства (указывается какие)?

Данный вопрос в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть изменен либо разделен на несколько отдельных вопросов, особенно в тех случаях, когда имелись противоречия в показаниях на разных этапах судопроизводства.

Каковы основные индивидуально-психологические особенности свидетеля (потерпевшего)?

Мог ли свидетель (потерпевший) в силу имеющихся у него индивидуально-психологических особенностей правильно воспринимать события преступления (указывается какие) и давать о них правильные показания: а) в период допроса (указывается дата), б) в настоящее время?

Основанием для такой дифференциации могут служить сведения об экстремальных условиях восприятия, динамике психического состояния субъекта, стрессовых условиях, в которых были даны первоначальные показания.

Более конкретные вопросы могут быть сформулированы следующим образом.

Обладает ли свидетель (потерпевший) абсолютной чувствительностью зрительного (либо другого) анализатора, необходимой для восприятия раздражителя (указывается какого)?

Обладает ли свидетель (потерпевший) разностной чувствительностью зрительного (либо другого) анализатора, достаточной, чтобы в имевших место условиях восприятия ощутить изменение в силе раздражителей?

Если объектом экспертизы являются несовершеннолетние (малолетние) свидетели или потерпевшие, предметом экспертизы может стать характерная для определенного возраста (и представителей некоторых типов характера) тенденция к фантазированию, результатом которой могут стать показания свидетеля или потерпевшего.

Наряду с этим у некоторой части детей одной из ведущих черт характера на определенное время становится повышенная внушаемость. Как правило, это преходящее качество, однако в ряде случаев оно становится устойчивой характерологической чертой и у взрослых.

Для установления этих индивидуально-психологических особенностей формулируются следующие вопросы.

Имеются ли у свидетеля признаки повышенной склонности к фантазированию?

Имеются ли у свидетеля признаки повышенной склонности к внушаемости?

Может ли свидетель с учетом выявленного у него уровня развития речи давать правильные показания?

Обладает ли свидетель такими особенностями внимания, памяти и мышления, которые могли способствовать запоминанию им информации (указывается какой) и сохранения ее на протяжении длительного времени (указывается какого)?

В необходимых случаях вопросы, направленные на установление способности подэкпертного правильно воспринимать обстоятельства преступления, могут сочетаться с другими вопросами: о наличии физиологического аффекта, психологических показателей беспомощного состояния, некоторых особенностей личности и характера.

Объектами данного вида экспертизы могут быть как взрослые, так и дети, обычно являющиеся свидетелями или потерпевшими по делу, хотя в некоторых случаях вопрос о способности правильно воспринимать факты и давать о них правильные показания может быть поставлен и в отношении обвиняемого и подсудимого.

6.2. Судебно-психологическая экспертиза физиологического аффекта и других психических состояний.

Данный вид экспертизы производится по делам о насильственных преступлениях, когда имеются основания полагать, что убийство либо другое насильственное преступление совершено обвиняемым в состоянии физиологического аффекта или ином конфликтном психическом состоянии, которое возникло результате безнравственных и противоправных действий потерпевшего (его виктимного поведения), под давлением других внешних обстоятельств.

Поводами для назначения этой экспертизы являются выявленные в ходе допроса свидетелей, потерпевших и обвиняемого признаки необычного психического состояния или поведения обвиняемого во время совершения инкриминируемого ему деяния:

- взрывной характер эмоционально-поведенческих реакций обвиняемого;

- нанесение им большого количества ударов потерпевшему;

- интенсивность эмоциональных процессов;

- частичное ослабление сознательного, волевого контроля за своими действиями;

- неадекватность реакций на раздражители;

- неполнота восприятия происходящего, частичное запамятование обстоятельств расследуемого события;

- изменения в деятельности вегетативной нервной системы (побледнение, покраснение лица, дрожание пальцев рук);

- временное нарушение речи.

В данных ситуациях на разрешение судебно-психологической экспертизы могут быть поставлены следующие типовые вопросы.

Каковы основные индивидуально-психологические особенности личности обвиняемого (подсудимого) (темперамент, характер, особенности эмоционально-волевой сферы, предрасположенность к аффекту)?

В каком психическом (эмоциональном), психофизиологическом состоянии находился обвиняемый во время совершения инкриминируемых ему действий и какими факторами оно было обусловлено (постоянная интоксикация, переутомление, эмоциональное потрясение, бессонница и др.)?

Находился ли обвиняемый во время совершения инкриминируемых ему действий в состоянии физиологического аффекта?

Каков вид воздействия внешнего раздражителя (например, провоцирующих действий потерпевшего и в целом роли окружающей среды)?

Учитывая особенности эмоционального состояния обвиняемого, в какой мере он мог осознавать значение собственных действий и руководить ими?

Объектом данного вида экспертизы чаще всего являются лица, обвиняемые в убийстве, нанесении тяжких телесных повреждений, реже – потерпевшие по делам об изнасиловании, а также лица, совершившие попытку к самоубийству или завершенный суицид. Однако в практике встречаются случаи, когда экспертиза данного вида назначается по делам иных категорий, например, в случаях, когда преступление совершено в каких-либо экстремальных условиях.

При установлении в ходе судебно-психологической экспертизы других эмоциональных состояний (например, дистресса, кризиса, фрустрации) эксперт может воспользоваться правом экспертной инициативы, чтобы профессионально квалифицировать и их возможные негативные последствия в плане влияний на способность лица в определенной мере отдавать отчет собственным действиям и осознанно руководить ими.

6.3. Судебно-психологическая экспертиза потерпевших по делам об изнасиловании.

Объектом данной экспертизы являются, как правило, несовершеннолетние лица женского пола. Но в практике встречаются, случаи, когда экспертиза этого вида назначается в отношении взрослых девушек и женщин в связи с необходимостью решения вопроса о наличии у них в момент совершения в отношении них противоправных действий психологических показателей беспомощного состояния, когда они в силу своего физического и психического состояния не могли понимать характер и значение совершаемых с ними действий или оказывать сопротивление виновному. В редких случаях объектом такой экспертизы бывают мужчины, потерпевшие от половых преступлений.

Чаще всего основанием для назначения этого вида экспертизы являются данные о физическом либо психическом насилии со стороны обвиняемого и пассивности или иных вариантах неадекватных действий потерпевшей.

В подобных ситуациях могут быть поставлены следующие типовые вопросы.

Каковы основные индивидуально-психологические особенности личности потерпевшей?

В каком психическом состоянии находилась потерпевшая во время совершения преступления?

Могла ли потерпевшая, учитывая имеющиеся у нее индивидуально-психологические особенности личности, особенности ее психического состояния в период (указывается какой) совершения преступления, знаний в области интимных отношений, правильно оценить характер совершаемых с нею действий?

Могла ли потерпевшая, учитывая свойственные ей индивидуально-психологические особенности и психическое состояние в момент совершения преступления, оказывать сопротивление обвиняемому?

Если сомнения в психическом состоянии потерпевшей подкрепляются данными, указывающими на ее полную заторможенность и пассивность или, напротив, сильное возбуждение в период, относящийся к событию преступления, то следует иметь в виду, что в ситуациях такого рода может возникнуть аффект страха. В подобных случаях может быть поставлен вопрос.

Не находилась ли потерпевшая в период совершения по отношению к ней противоправных действий в состоянии физиологического аффекта или каком-либо другом экстремальном эмоциональном состоянии?

 Поскольку возникновению беспомощного состояния часто предшествует психическое насилие со стороны виновного, а также прямое или косвенное внушение с его стороны, то перед экспертами психологами могут быть поставлены следующие вопросы.

Являлось ли психическое состояние потерпевшей следствием действий обвиняемого, и если являлось, то каких именно?

Не обнаруживает ли потерпевшая признаков повышенной внушаемости?

В необходимых случаях на разрешение данной экспертизы могут быть поставлены и такие вопросы.

Имеются ли у потерпевшей признаки умственной отсталости, не связанной с психическим заболеванием, и если имеются, в чем они выражаются?

Учитывая особенности психического развития потерпевшей, могла ли она в полной мере сознавать значение сложившейся ситуации и предвидеть возможные последствия своего поведения?

В результате адекватных ответов на поставленные вопросы жертв изнасилования можно отнести к следующим трем специфическим группам:

1) группе случайных жертв (здесь всегда есть определенная оборонная позиция по отношению к агрессору);

2) группе неосознанно провоцирующих сексуальное поведение преступника (это женщины, легко устанавливающие случайные знакомства, демонстрирующие при общении личную сексуальную опытность, но застигнутые врасплох развитием событий);

3) группе «жертв», сознательно провоцирующих сексуальное поведение преступника с предполагаемой целью в последний момент выйти из сложившейся ситуации (но это им, однако, часто сделать не удается).

Психологически обоснованное (после результатов специального обследования) отнесение взрослых потерпевших по делам об изнасиловании к одной из указанных групп предоставляет суду возможность более правильно установить причины и условия, которые способствовали совершению изнасилования.

6.4. Судебно-психологическая экспертиза индивидуально-психологических особенностей

Данный вид экспертизы проводится в тех случаях, когда:

а) вызывают сомнения, имеющиеся в деле данные о личности обвиняемого или подсудимого;

б) имеются противоречивые оценки индивидуальных особенностей обвиняемого (подсудимого) со стороны разных свидетелей;

в) требуется установить особенности ведущих мотивов поведения человека и мотивации конкретных поступков как важных обстоятельств, характеризующих личность;

г) необходимо исследовать отдельные психологические особенности личности обвиняемого или подсудимого (такие, например, как повышенная внушаемость, импульсивность, ригидность, преобладающее настроение, темп и характер решения мыслительных задач), способных существенно влиять на мотивацию поведения субъекта, в том числе на формирование у него намерения совершить преступление;

д) необходимо дать психологическую интерпретацию отдельных действий субъекта с учетом его индивидуально-психологических особенностей.

Объектом данного вида судебно-психологической экспертизы могут быть обвиняемые и подсудимые. Практика показывает, что если предыдущие виды экспертизы проводятся в основном на предварительном следствии, то судебно-психологическая экспертиза индивидуально-психологических особенностей — главным образом в судебном заседании. Cудьи бывают крайне заинтересованы в получении квалифицированно составленного «психологического портрета» подсудимого, благодаря которому появляется возможность глубже понять психологический механизм совершения преступления и принять взвешенное, законное и обоснованное решение по делу с учетом индивидуально-психологических особенностей подсудимого.

На разрешение данного вида экспертизы могут быть поставлены следующие типовые вопросы.

Каковы индивидуально-психологические особенности личности подсудимого (темперамента, характера, интеллекта, эмоционально-волевой и мотивационной сфер)?

Каковы основные особенности мотивации поведения подсудимого? Обладает ли подсудимый повышенной внушаемостью (или каким-либо другим качеством, интересующим суд, к примеру, ригидностью мышления, импульсивностью, эмоциональной неустойчивостью и т.д.)?

Обладает ли подсудимый такими индивидуально-психологическими особенностями, которые могли повлиять на формирование у него намерения на совершение инкриминируемого ему деяния (указывается какого)?

 Мог ли обвиняемый (подсудимый), учитывая его индивидуально-психологические особенности, правильно воспринимать рассматриваемые в суде события (указывается какие) и давать о них правильные показания (указывается когда)?

 Мог ли подсудимый, учитывая его индивидуально-психологические особенности, сознавать значение совершаемых им действий и руководить ими?

Как на основе психологического исследования личности обвиняемого (подсудимого) и его психического состояния в период совершения преступления могут быть объяснены его действия (указывается какие) в определенный период (указывается в какой)?

Для характеристики личности подсудимого и его противоправных действий могут иметь значение данные о характере его межличностных отношений с ближайшими родственниками, друзьями. В этом контексте может быть сформулирован, к примеру, следующий вопрос.

Учитывая данные психологического исследования, как могут быть охарактеризованы внутрисемейные отношения подсудимого и его жены? Имелись ли в их взаимоотношениях признаки психологической несовместимости?

Психологическое исследование индивидуально-психологических особенностей личности проводится и при проведении других видов экспертизы, в том числе рассмотренных ниже.

6.5. Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних обвиняемых

Основной задачей данного вида СПЭ является установление способности отстающих в развитии, но психически здоровых подростков полностью сознавать значение своих действий и руководить ими.

В основе ответа на этот главный вопрос лежит психологическая диагностика уровня психического развития подростка, который свидетельствует о том, достиг ли подросток в своем развитии возраста уголовной ответственности. Главная задача экспертизы в данном случае состоит в установлении индивидуально-психологических особенностей, которые могут оказывать влияние на способность субъекта в момент совершения преступления сознавать значение своих действий и руководить ими.

В подобных ситуациях перед экспертами-психологами могут ставиться следующие типовые вопросы.

Имеются ли у подростка признаки отставания в психическом развитии, и если имеются, то в чем они конкретно выражаются?

Учитывая особенности психического развития несовершеннолетнего, мог ли он полностью сознавать значение своих действий?

Учитывая особенности психического развития несовершеннолетнего, в какой мере он мог руководить своими действиями?

При проведении экспертиз данного вида нередко складывается ситуация, когда необходимо применение специальных познаний в области как психологии, так и психиатрии, а также в такой специфической области прикладной психологии, как дефектология.

Совместные усилия психологов и психиатров в области экспертизы несовершеннолетних правонарушителей необходимы для решения вопроса о задержках психического развития детей и подростков вследствие олигофрении, причем наибольшие трудности вызывает диагностика ее невыраженной степени – дебильности.

В этих случаях необходимо проведение комплексной психолого-психиатрической экспертизы с постановкой перед экспертами вопросов.

Страдал ли ранее и не страдает ли в настоящее время несовершеннолетний психическими заболеваниями?

Обнаруживает ли несовершеннолетний признаки задержки умственного развития, и если обнаруживает, то в чем они выражаются?

Учитывая состояние здоровья несовершеннолетнего и особенности его психического развития, мог ли он полностью сознавать значение своих противоправных действий (указывается какие именно) и в какой мере мог руководить ими?

Если же судебно-психиатрическая экспертиза проведена до психологической и ею установлено наличие психического заболевания у подростка в период совершения им инкриминируемых ему деяний, то необходимость в проведении судебно-психологической экспертизы чаще всего отпадает.

Если же проведенной судебно-психологической экспертизой установлено, что несовершеннолетний не страдал и не страдает каким-либо психическим заболеванием, включая и олигофрению, но у следователя и суда остаются сомнения в отношении его умственного развития, то назначение судебно-психологической экспертизы следует считать обоснованным и даже необходимым. В результате ее проведения в данном случае может быть решен вопрос об уровне (в частности, снижении) психического развития, обусловленном не болезненными процессами, а, например, педагогической запущенностью.

6.6 Судебно-психологическая экспертиза для установления социально-психологической структуры преступной группы

Данный вид экспертизы, как правило, назначается в период предварительного расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними лицами в условиях сложившейся неформальной группы с асоциальной или криминальной направленностью.

А.Д. Белоусов, О.А. Логунова, В.М. Карпенко, Н.В. Кочегарова подчеркивают, что использование психологических познаний необходимо для более полного и всестороннего исследования вопроса о роли каждого из участников в преступной группе, выявления ее лидеров, особенно в условиях, когда члены этих групп дают противоречивые показания. Причем эти познания могут использоваться как в форме консультативной помощи психолога, так и в форме привлечения его в качестве специалиста. В этих ситуациях психолог может помочь определить связи между психологическими характеристиками субъекта, его поведенческими актами в криминальной ситуации, другие важные детали. Кроме этого, определив психологические характеристики обвиняемых, отношения лидерства и подчинения между ними, специалисты-психологи могут создать наиболее вероятную модель поведения каждого соучастника преступления. Это особенно важно в тех случаях, когда на роль организатора выдвигается какой-либо второстепенный член преступной группы. Также психолог способен помочь установить и неформальных лидеров преступной группы, которые часто пытаются завуалировать свою истинную роль, активно противодействовать расследованию.

По мнению тех же авторов, к наиболее значимым вопросам, которые могут быть поставлены следователем перед специалистом-психологом, можно отнести следующие:

Имеются ли в группе социально-психологические признаки высокой организованности, сплоченности, и если имеются, то в чем конкретно выражаются?

Кто из обвиняемых имеет психологические особенности, позволяющие ему занимать лидирующее положение в группе?

Кому из обвиняемых присущи такие особенности личности, как повышенная внушаемость, робость, зависимость или повышенная агрессивность, жестокость?

Какие индивидуально-психологические особенности каждого из участников этой группы способствовали вступлению в нее?

Какое влияние оказали участники преступной группы друг на друга и на деятельность группы в целом?

Учитывая выявленные психологические особенности членов группы, каков наиболее вероятный сценарий их поведения в ситуации совершения преступления?

Какова мотивация поведения обвиняемых во время совершения общественно опасного деяния?

При этом психологический анализ нескольких преступлений, совершенных группой, необходим для каждого преступного эпизода. Это объясняется причинами возможной групповой динамики (например, первый эпизод совершается недостаточно структурированной и организованной группой, которая впоследствии может стать устойчивой, организованной, сплоченной и структурированной).

Кандидат юридических наук, доцент Павел Валерьевич Агапов акцентирует внимание на роли судебно-психологической экспертизы в работе следователя по доказыванию деятельности лица (члена преступного сообщества) по организации и руководству преступным сообществом (его структурным подразделением). Эксперт-психолог в пределах своей компетентности может дать ответы на вопросы, которые касаются не только устойчивости и сплоченности соответствующего криминального объединения, но и руководящей роли одного или нескольких из его членов.

6.1. Судебно-психологическая экспертиза по делам о происшествиях, связанных с управлением техникой.

Основным объектом данного вида СПЭ являются лица, которые в силу своей профессии или других причин являются операторами различного профиля – водители автомобилей, железнодорожных составов, летчики, операторы энергетических установок, по вине или при участии которых произошли какие-либо происшествия (аварии, поломка техники и т.п.). При этом у следователя или суда возникают сомнения в их способности (психофизиологических возможностях) выполнять функции по управлению техникой.

В роли экспертов по данному виду экспертизы выступают специалисты в области психологии труда и инженерной психологии.

В настоящее время такая экспертиза применяется при расследовании происшествий на всех видах транспорта (железнодорожном, авиационном, автомобильном, морском), хотя, безусловно, наиболее часто экспертов-психологов приглашают для участия в расследовании дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Судебно-психологическая экспертиза в данном случае направлена на установление момента, когда водитель, с учетом его индивидуальных психофизиологических возможностей, имел техническую возможность предотвратить данное ДТП. Объектом экспертизы могут быть не только водители, но и потерпевшие и свидетели — очевидцы.

Перед экспертами-психологами, прежде всего, ставится вопрос о том, мог ли водитель (обвиняемый или потерпевший), с учетом его индивидуальных психологических и психофизиологических особенностей, правильно воспринимать, запоминать и воспроизводить обстоятельства ДТП в своих показаниях.

Кроме того, могут быть поставлены вопросы, направленные на установление психофизиологических особенностей водителя, а также вопрос об оценке его действий (с психологических позиций) в нормальных условиях и тех условиях, в которых произошло ДТП.

Судебно-психологическая экспертиза потерпевших компетентна выявить особенности их восприятия, характерные для них особенности формирования оценочных суждений. Конкретные вопросы могут касаться характеристик памяти, внимания, восприятия, времени реакции в условиях, в которых имело место ДТП.

Особый интерес представляют выводы экспертов-психологов относительно психического состояния водителя в момент ДТП, поскольку наряду с устойчивыми индивидуально-психологическими особенностями, психическое состояние оказывает влияние на течение всех психических процессов, участвующих в обеспечении деятельности водителя. Перед экспертом в связи с этим могут быть поставлены вопросы о том, не является ли данная ситуация экстремальной, и если является, то какими признаками она характеризуется; не находился ли водитель в каком-либо особом психическом состоянии в момент ДТП (стресса, фрустрации, напряжения, тревоги, страха, утомления и т.д.).

Учитывая многообразие ситуаций, в которых происходят происшествия, связанные с управлением различной техникой, представителям правоохранительных органов необходимо иметь в виду, что назначению данного вида судебно-психологическая экспертиза должна обязательно предшествовать консультация со специалистами в области психологии труда и инженерной психологии, которая позволит правильно сформулировать вопросы, выносимые на разрешение экспертов.

 6.8. Посмертная судебно-психологическая экспертиза

Объектами посмертной судебно-психологической экспертизы, как правило, являются:

а) лица, совершившие самоубийство;

б) погибшие в результате совершения преступления (убийства), в отношении которых для установления истины по делу требуется посмертное исследование их индивидуально-психологических особенностей.

В первом случае судебно-психологическая экспертиза проводится для установления психологических причин, способствовавших совершению самоубийства, что имеет важное значение для исследования вопроса о том, имел ли место факт доведения до самоубийства, во втором случае – для установления личностно-психологических особенностей, важных для оценки отношений между погибшим и обвиняемым.

Вопросы, которые ставятся на решение экспертов, во многом совпадают с изложенными выше и направлены на получение ответа о психическом состоянии лица в исследуемый промежуток времени. Так, при расследовании самоубийства могут быть поставлены вопросы.

В каком психическом состоянии находился погибший в период, непосредственно предшествующий самоубийству, и какими факторами оно было обусловлено?

Не находился ли погибший в состоянии стресса, фрустрации, аффекта или ином экстремальном психическом состоянии?

Каковы были основные индивидуально-психологические особенности погибшего и в какой мере они нашли свое выражение в совершении самоубийства?

Крайне важна роль данной судебно-психологической экспертизы для разграничения случаев инсценировки убийства под самоубийство или суицида от смерти в результате несчастного случая.

Для определения суицида и исключения других причин смерти ключевым является такой признак личности, как намерения, который может быть обнаружен как в вербальном, так и в невербальном материале — записных книжках, аудио- и видеозаписях, дневниках, рисунках и т.д.

К их числу относятся следующие обстоятельства:

1) неожиданные, не согласующиеся со стилем жизни подэкспертного лица приготовления к смерти. Например, проявления необъяснимой щедрости, неожиданное дарение имущества, внезапно возникающая активность по обеспечению будущего детей, любимых животных;

2) появление в разговорах тем прощания, неизбежности смерти, желания уйти из жизни (например, высказывания: «Мне уже ничего не мило», «Вам будет грустно без меня», «Вы для меня много значите», «Пусть у вас будет хорошая жизнь»);

3) проявление бессилия, беспомощности;

4) проявление сильной физической или душевной боли, страдания (к примеру: «Эта боль меня убивает. Я не в силах больше ее выносить», «Это выше моих сил», «Я так больше не могу»);

5) интерес к смертоносным средствам и способам ухода из жизни (приобретение оружия, накопление потенциально смертоносных лекарств);

6) меры предосторожности, направленные на то, чтобы не помешали совершить суицид, чтобы не могли спасти (выбрано уединенное место, двери заперты);

7) указания на то, что покойный знал потенциальные возможности выбранных им средств смерти (например, знал летальную дозу употребленного им ядовитого вещества);

8) попытки и угрозы суицида в прошлом;

9) стрессовые события или ощутимые потери, как состоявшиеся, так и предстоящие (например, потеря близкого, крах карьеры, финансовое банкротство, ожидание неизбежных изменений);

10) тяжелые депрессии или психические расстройства. Под депрессией в данном контексте понимается не кратковременное уныние и упадок настроения, а психическое расстройство, характеризующееся стойкой и всеобъемлющей потерей интереса к жизни на протяжении достаточно длительного времени (от двух недель и более). Дополнительными индикаторами депрессии служат гипертрофированное чувство вины и угрызений совести, общий упадок сил, потеря аппетита, заметное изменение веса тела. Поскольку депрессия относится к категории возобновляющихся (возрастных) заболеваний, наличие депрессии в прошлом свидетельствует о серьезности проблемы.

Об ухудшении психического здоровья может свидетельствовать появление признака неопрятности (нежелание и неспособность следить за собой, своим внешним видом), резкое ухудшение взаимоотношений с окружающими, а также предшествующая психиатрическая госпитализация.

В случае наступления смерти от передозировки лекарств или наркотиков необходимо выяснить, имел ли покойный представление о потенциальной опасности употребляемых препаратов; как он их приобрел (по рецепту, купил с рук, заранее собирал и накапливал); имелись ли раньше случаи передозировок и какие меры лечения применялись; соблюдались ли неукоснительно предписания и меры предосторожности при употреблении лекарств.

Собранные и проанализированные данные психолог представляет в виде письменного заключения. При возникновении сомнений в наличии суицидального намерения у погибшего может быть назначена комплексная психолого-психиатрическая экспертиза [1].

Судебно-психологическая экспертиза в гражданском судопроизводстве

В гражданском процессе одним из источников доказательств является заключение эксперта. Решение гражданских дел по существу в ряде случаев невозможно без судебно-психологической экспертизы.

К компетенции судебно-психологической экспертизы в гражданском судопроизводстве относятся:

установление степени понимания подэкспертным лицом содержания заключенных им сделок, способности принимать осознанные, транзитивные (с учетом всех необходимых условий) решения;

выявление у дееспособного субъекта непатологических психических аномалий, препятствующих адекватному отражению действительности;

установление психологической совместимости супругов, возможности снятия эпизодических конфликтов;

установление психологической совместимости детей с каждым из родителей, усыновителей, опекунов;

определение возможности конкретных лиц обеспечить воспитание детей;

установление способности свидетелей правильно воспринимать имеющие значение для дела события и давать о них правильные (адекватные) показания.

Участие экспертов-психологов возможно по всем делам, содержанием которых являются межличностные отношения, взаимодействие людей с техникой. Оно необходимо и в нормотворческом процессе.

Для определения психического состояния лиц с соматическими заболеваниями может быть назначена комплексная судебная медико-психологическая экспертиза.

Судебно-психологическая экспертиза назначается постановлением судьи, мотивированным определением суда, в которых указываются лицо, подлежащее экспертному обследованию, его процессуальный статус, кратко описываются обстоятельства дела, мотивируется необходимость назначения судебно-психологической экспертизы, указываются намеченные эксперты, место их работы и вопросы, поставленные на их разрешение.

Организация судебной экспертизы состоит из следующих этапов:

предварительное исследование материалов дела, ознакомление с объектом исследования;

выяснение обстоятельств, дающих возможность экспертного исследования;

экспериментальное исследование или длительное наблюдение, использование психодиагностических тестов;

составление заключения;

оглашение заключения на суде.

Судебно-психологическая экспертиза обычно проводится амбулаторно, как правило, по месту работы эксперта. В стационарных условиях проводится комплексная психолого-психиатрическая экспертиза. В этих условиях возможно более полное экспертное исследование.

Продолжительность экспертизы не ограничена. Допускаемая законодательством письменная консультация психолога (в порядке получения дополнительных материалов) не может быть приравнена к экспертному исследованию.

Проводя судебно-психологическую экспертизу, эксперт-психолог использует систему методов и процедур психологической диагностики, инструментальные личностные методики, методики изучения отдельных сфер поведения (эмоциональных, волевых, интеллектуальных) и общих психодинамических характеристик деятельности. На заключительном этапе делаются выводы об общей психологической структуре личности.

По делам о расторжении брака самым распространенным основанием для отмены решений народных судов служит их необоснованность в связи с не выявлением подлинных причин разлада в семье, возможности сохранения семьи. Объяснения супругов в большинстве случаев не подкрепляются доказательствами из других источников. Решаются подобные дела лишь на основе житейского опыта, без выявления обстоятельств, имеющих психологическую природу.

Во всех случаях, когда суду нужно установить индивидуально-психологические особенности каждого из супругов, особенности их взаимоотношений, социально-ценностные ориентации и установки, реальные и мнимые причины семейных конфликтов, особенности социально-ролевого поведения, психологическую совместимость членов семьи – во всех этих случаях необходима судебно-психологическая экспертиза. Заключение эксперта в этих случаях является основным источником доказательств. Круг вопросов, по которым требуется заключение эксперта, решается судом.

В ряде случаев возникает необходимость назначения психолого-технической (инженерно-психологической) экспертизы.

Заключение эксперта-психолога не имеет заранее установленной доказательственной силы. Суд вправе отклонить экспертное заключение с соответствующей мотивировкой в своем постановлении.

Объективно доказательственная сила экспертного заключения зависит от его содержания, фактической обоснованности. Качество же судебно-психологической экспертизы во многом зависит от правильной постановки вопросов для экспертного разрешения.

В случае кратковременных психических расстройств может быть назначена комплексная психолого-психиатрическая экспертиза

Необходимость назначения судебно-психологической экспертизы зависит и от конкретной нормы права — психологический элемент, содержащийся в этой норме, должен иметь самостоятельное значение. На основании данного критерия выделяются следующие группы гражданских дел, при рассмотрении которых возможна судебно-психологическая экспертиза:

- дела о признании недействительными сделок, заключение которых связано с пороками воли;

- дела по спорам о праве на воспитание детей и другим делам, связанным с личными семейными отношениями;

- дела о причинении вреда гражданином, не способным понимать значения своих действий или руководить ими, о возмещении вреда при решении вопроса о грубой или простой неосторожности как потерпевшего, так и причинителя, дела по реверсивным искам о возмещении вреда.

Если участниками указанных категорий дел являются несовершеннолетние (в случае их самостоятельного участия в процессе) и лица с сенсорными нарушениями, назначение судебно-психологической экспертизы обязательно.

В гражданском праве предусмотрен рад психологических оснований признания судом недействительности сделок: неспособность дееспособного субъекта понимать значение своих действий или руководить ими в момент совершения сделки, заблуждение, обман, насилие, угроза, злонамеренное соглашение представителя одной стороны с другой стороной, стечение тяжелых обстоятельств.

Все указанные психические явления называются в юриспруденции «пороком воли», обозначающим неполноценность волевой регуляции правозначимого поведенческого акта, неспособность субъекта осознавать значение совершаемых действий и руководить ими. Однако среди вышеуказанных психологических факторов упомянуты явления разного порядка. Одни из них являются причиной волевой деформации, другие – следствием.

Нарушение волевой, сознательной саморегуляции имеет двойственный характер: оно происходит либо как несоответствие воли (цели) волеизъявлению, ее внешнему выражению; либо как неадекватное формирование самой цели — психической модели желаемого результата. В последнем случае дефектна интеллектуальная сторона волевой регуляции.

В сделке, которая совершена под влиянием заблуждения, воля и волеизъявление субъекта совпадают. Однако при этом происходит неадекватное отражение условий формирования цели, представление о цели формируется искаженно, под влиянием ошибочных представлений о ней.

Разделение в доктрине гражданского права интеллектуального и волевого признака с позиций научной психологии необоснованно. Способность руководить своими действиями всецело зависит от способности субъекта понимать значение своих действий. Свобода воли, ее неограниченность означает возможность действовать со знанием дела.

Деформации волевой регуляции могут быть вызваны как внешними, так и внутренними причинами. Причины деформации волевой регуляции субъекта индивидуальны. В сложной системе звеньев волевой регуляции может быть нарушено лишь одно какое-либо звено (неадекватность мотивации, необоснованность решений, дефектность программирования системы действий, исполнительских механизмов, неправильность итоговой оценки достигнутого результата).

Наличие «порока воли» нельзя установить без выявления конкретного механизма волевой деформации у данного индивида. Все невротические, истерические, астенические типы личности проявляют склонность к сужению сознания, снижению интеллектуального потенциала в психически напряженных ситуациях.

Причинами заблуждения могут быть и повышенная внушаемость (суггестивность), неадекватная антиципация (неадекватное предвосхищение будущей ситуации), разное понимание содержания и объема используемых в межличностной коммуникации понятий, ошибки восприятия, обусловленные сенсорной недостаточностью. Установление конкретного «порока воли» должно быть предметом специального доказывания. Во многих случаях здесь нужна судебно-психологическая экспертиза.

Что может вызвать неспособность дееспособного лица понимать значение своих действий и руководить ими? Это один из сложных вопросов современной теоретической и диагностической психологии. Необходимы широкие познания в области аномальных психических состояний, познания специалиста-психолога, чтобы дать на него ответ.

Наличие «порока воли» устанавливает суд, однако свое решение он должен принимать на основе доказательств, в частности на основе материалов судебно-психологической экспертизы. Основанием для ее назначения служат обоснованные сомнения в возможностях стороны правильно понимать существенные элементы сделки при ее совершении.

Принятие же субъектом решения при обмане его контрагентом вообще нельзя отнести к категории явлений, обозначаемых термином «порок воли». Обман – умышленное введение в заблуждение другой стороны, сознательное создание у нее неправильных представлений об обстоятельствах действительности посредством передачи недостоверной информации. Во многих случаях только выявление мотива поведения позволяет здесь правильно квалифицировать противоправное поведение стороны, установить форму вины – умысел либо неосторожность.

Вина, мотив, цели правозначимого поступка – предмет юридического исследования и оценки. Однако психологический механизм мотивации поведения в ряде случаев может быть всесторонне выявлен лишь при помощи специалиста-психолога. Его заключение особенно необходимо для выяснения вопроса: не находилось ли лицо под влиянием психического насилия другой стороны при совершении сделки?

Психологическая компетентность нужна при решении дел, связанных с защитой интересов ребенка. Судебный спор по этой категории дел возникает в случаях предположения о нарушении прав ребенка на воспитание, неисполнения либо ненадлежащего исполнения родителями своих обязанностей. При этом необходимо достоверное установление личностных качеств родителей, их подлинных взаимоотношений и отношения к ребенку.

С 10-летнего возраста ребенка решающее значение придается его желанию, истинность которого также должна быть установлена в экспертном порядке. Конфликтная обстановка в семье порождает у ребенка негативные эмоциональные состояния – чувство подавленности, страха, замкнутости, ситуативной антипатии. Дети могут находиться в состоянии повышенной внушаемости, запуганности. Для выявления их подлинного отношения к каждому из родителей нужна специальная работа психолога.

Ряд оснований для лишения родительских прав (жестокое обращение, оказание вредного влияния) имеет психологическое содержание, и соответствующие обстоятельства подлежат судебно-психологическому экспертному исследованию. Утверждения относительно «отрицательного влияния на детей» могут стать доказательствами лишь на основе соответствующего исследования. Суд должен воздерживаться от социально-стереотипных суждений, не поддаваться внешним впечатлениям.

Судебно-психологическая экспертиза может быть назначена по делам, возникшим вследствие гражданских правонарушений, по делам, связанным с возмещением ущерба. В этих случаях встает вопрос о вине и мере юридической ответственности участников материального правоотношения.

Закон обязывает возместить вред, причиненный и без вины. Но вина должна устанавливаться при рассмотрении дел, которые возникли вследствие нарушения и ненадлежащего исполнения обязательств либо виновного причинения вреда. Но и во всех остальных случаях закон предполагает, а суд обязан дать дифференцированную оценку поведению и причинителя вреда, и потерпевшего. От этого зависит объем гражданско-правовой ответственности. При грубой неосторожности потерпевшего человек, нанесший вред, освобождается от обязанности возместить вред.

В результате большинства аварий причиняется, как правило, значительный материальный ущерб. Лицу, управлявшему источником повышенной опасности, предъявляется регрессный иск. Удовлетворение иска зависит от вины действовавшего в этих условиях лица.

Однако во многих случаях субъект, управляющий техникой, оказывается не в состоянии овладеть ситуацией, принять адекватные решения и совершить действия, предотвращающие аварию. Авария может произойти и в силу небрежности, и в силу недостаточной компетентности, и в силу превышения требований ситуации психофизиологических возможностей индивида.

При судебном рассмотрении дел этой категории неизбежно возникает вопрос о виновности лица, решение которого невозможно без выяснения индивидуально-типологических регуляционных особенностей индивида. Адекватность принимаемых решений в нестандартной ситуации зависит от его интеллектуальных, психодинамических и профессиональных качеств. При этом нельзя ограничиться лишь технической экспертизой.

Для определения виновности лица, допустившего аварию в экстремальной ситуации, должны быть исследованы обстоятельства, имеющие психологическую сущность. Поведение человека в психически напряженной ситуации требует специального психологического анализа.

Все аварийные ситуации, как правило, связаны с нарушением привычных автоматизмов, необходимостью перехода на развернутый сознательный контроль сложного комплекса действий. Это значительно удлиняет время поведенческого акта. Нередко происходит неадекватный перенос стереотипных действий в принципиально иную ситуацию.

Таковы лишь некоторые факторы оптимальности и не оптимальности человеческого поведения в системе «человек — машина». Установление вины, причастности психофизиологических возможностей субъекта к деликту в этих случаях может быть доказано лишь на основе экспертного психологического исследования.

Психологический анализ, как правило, нужен и при разграничении умысла и неосторожности, неосторожности грубой и простой.

В гражданско-правовой доктрине принято положение о том, что юридической оценке подлежат только сознательные действия субъекта. Однако по данным современной научной психологии более половины актов человеческого поведения организуется на подсознательном, стереотипном, привычном уровне – при свернутости сознательного контроля.

Решить проблему взаимосвязи сознательного и подсознательного в сложном акте человеческого поведения в ряде случаев могут только высококвалифицированные специалисты в области поведенческой психологии.

Судебно-психологическая экспертиза может предоставить доказательственный материал для правильного разрешения гражданским судом вопроса о моральном вреде и его признаках.

На разрешение СПЭ ставятся следующие вопросы.

Имеются ли признаки посттравматических изменений в психическом состоянии подэкспертного лица и в чем они заключаются?

Нанесен ли ответчиком ущерб базовым жизненным ценностям подэкспертного лица, вызвавший у него устойчивый психический дискомфорт и ухудшение его физического состояния?

Заключение судебно-психологической экспертизы излагается письменно в требуемом законом порядке. В нем выделяются три части: вводная, исследовательская и заключительная.

Во вводной части экспертного заключения указываются время и место составления заключения, краткие сведения об эксперте (фамилия, имя, отчество, образование, ученая степень и звание, занимаемая должность), правовое основание проведения судебно-психологической экспертизы (название процессуального документа, должностного лица, назначившего экспертизу, время и место составления процессуального документа).

Здесь же указываются время и место экспертизы; лица, присутствовавшие при ее проведении; фамилия, имя, отчество подэкспертного лица, его процессуальный статус и вопросы, поставленные экспертом. Указывается также, все ли необходимые материалы были представлены эксперту. Эксперт не вправе менять формулировки вопросов.

Судебно-психологическая экспертиза может быть проведена лишь при желании лица, которое направляется на экспертизу. Поэтому во вводной части экспертного заключения указывается позиция подэкспертного лица.

Наиболее полно должна быть представлена исследовательская часть экспертного заключения. Здесь указываются задачи исследования, использованные методы, методики, процедуры, могут быть приведены соответствующие формулы, графики, схемы, диаграммы, таблицы, итоговые показатели тестовых исследований.

В итоговой части экспертного заключения даются ответы на поставленные вопросы, которые являются выводами проведенного исследования. Ответы должны быть ясными, четкими, не допускающими двусмысленного толкования. Если точный ответ не представляется возможным, это также указывается в заключении.

Если для получения ответа на поставленные вопросы требуются знания из смежных отраслей науки, в заключении дается соответствующее предложение (назначить комплексную медико-психологическую, психолого-психиатрическую, психолого-техническую экспертизу).

В заключении комплексных экспертиз указывается, какие исследования проведены совместно и раздельно. Результаты по исследованиям приводятся раздельно. Если заключительные ответы даются раздельно, то каждый ответ подписывается соответствующим специалистом. Эксперт-психолог не вправе давать ответы на юридические вопросы (о виновности отдельных лиц, правдивости их поведения, дееспособности и вменяемости отдельных лиц, причинах правонарушений).

Заключение судебно-психологической экспертизы должно предоставлять возможность повторной проверки ее выводов. При недостаточной убедительности для суда материалов экспертизы возможно повторное ее назначение.

Заключение судебно-психологической экспертизы подлежит судебной оценке. В целях получения разъяснений и дополнений возможен допрос эксперта в суде, результаты которого фиксируются в протоколе судебного заседания (которые затем подписываются судьей и экспертом). Заключение экспертизы оценивается по внутреннему убеждению суда, но на определенном правовом основании. Определяются научная обоснованность и достоверность экспертного заключения. Признание судом экспертного заключения обоснованным и достоверным делает заключение источником прямых и косвенных доказательств.

Заключение судебно-психологической экспертизы оценивается не только судьями, но и другими участниками процесса. При несогласии с выводами экспертизы они могут ходатайствовать перед судом о назначении повторной или дополнительной экспертизы.

Экспертное судебно-психологическое исследование должно осуществляться со строгим соблюдением прав личности. Методы и приемы исследования не могут сопровождаться физическим и психическим принуждением. При этом должны быть соблюдены все процессуальные права участника гражданского процесса.

Назначая судебно-психологическую экспертизу, суд разъясняет лицу цели экспертизы и ее значение для правильного разрешения дела. Назначенное на экспертизу лицо вправе заявить отвод эксперту, ходатайствовать перед судом об оглашении экспертного заключения в закрытом судебном заседании [3].

Комплексные судебно-психологические экспертизы.

Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза.

Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза назначается в отноше­нии обвиняемых (свидетелей, потерпевших), выявляющих по­граничные состояния психического здоровья. К ним могут быть отнесены минимальная мозговая дисфункция, последствия органического поражения головного мозга, интеллектуальное недоразвитие в форме олигофрении степени дебильности, психо­патии, неврозы и др.

Основными задачами КППЭ, по мнению И.А. Кудрявцева, являются:

1) квалификация психического состояния испытуемого, определение природы, вида и типа психической патологии, ее тяжести и личностного выражения, установление взаимоотношения психопатологического и нормально-психологического в психике, взаимодействия явления «полома», недостаточности с проявлениями компенсации, защиты в процессе нормальной или патологической психической адаптации к требованиям ситуации;

2) определение некоторых устойчивых психологических свойств, личностных черт и динамических состояний психики испытуемого с «пограничной» психической нормой или «пограничной» патологией психики: вида и глубины эмоциональных реакций в интересующий правоохранительные органы момент, индивидуально-психологических особенностей аномальных либо акцентуированных личностей, природы и степени пограничной умственной отсталости;

3) определение влияния выявленных характеристик личности и особенностей психического состояния испытуемого с «пограничными» проявлениями нормы и психопатологии на его возможность отражать окружающее, рефлексировать и регулировать свое криминальное или виктимное поведение в конкретной ситуации.

Задачей КППЭ является определение психических аномалий, существенно влияющих на познавательно-ориентационную деятельность обследуемого лица, которые могут быть выявлены только на базе интеграции психологических и психиатрических знаний. Экспертиза проводится одновременно и совместно экспертом-психологом и экспертом-психиатром. Ее объектом являются лица, проходящие по делу и проявляющие признаки пограничных состояний: легкие степени олигофрении, различные психопатические состояния, психопатии.

На разрешение КППЭ могут быть поставлены следующие задачи:

1) квалифицировать психическое состояние подэкспертного лица (определить вид и тип его психической аномалии);

2) выяснить, имеются ли у подэкспертного такие особенности умственной деятельности, которые могут препятствовать осознанию им значения противоправных действий и руководить своими действиями в ситуации совершения правонарушения;

3) определить степень влияния характериологических особенностей обследуемого лица на реализацию противоправного поведения;

4) диагностировать состояние аффекта у психопатических личностей.

Приведем формулировки вопросов на разрешение КППЭ по В.Ф. Енгалычеву и С.С. Шипшину:

1. Страдает ли испытуемый психическим заболеванием, и если да, то каким?

2. Выявляет ли испытуемый признаки пограничных проявлений нормы и психопатологии, и если да, то в чем конкретно они выражаются?

3. Учитывая состояние психического здоровья испытуемого и конкретные обстоятельства дела, мог ли он полностью осознавать значение своих действий?

4. Учитывая состояние психического здоровья испытуемого и особенности исследуемой ситуации, в какой мере он мог руководить своими действиями?

Комплексная психолого-сексологическая экспертиза.

Комплексная психолого-сексологическая экспертиза (КПСЭ) — это наиболее эффективная процессуальная форма реализации общенаучного комплексного подхода к экспертному исследованию имеющих значение для дела сторон, свойств и функциональных особенностей психической деятельности определенного лица (подэкспертного), которая основывается на интегративном использовании научных и методических возможностей судебно-психологической и судебно-сексологической экспертиз.

Предмет КПСЭ — фактические данные, обстоятельства, имеющие значение для дела, устанавливаемые на основе применения специальных познаний экспертов. Предмет экспертизы того или иного рода (вида) определяется предметом соответствующей науки, используемой в качестве базовой в экспертном исследовании.

Необходимость в комплексном психологическом и сексологическом исследовании потерпевших чаще всего возникает при расследовании или рассмотрении в судах дел об изнасиловании. Одним из квалифицирующих признаков этого преступления является использование виновным беспомощного состояния потерпевшей.

Задача КПСЭ по делам об изнасиловании и иных половых преступлениях, при которых вопрос о беспомощном состоянии приобретает юридическую значимость, состоит в установлении наличия либо отсутствия медицинского (расстройство душевной деятельности, иное болезненное состояние психики) и (или) психологических (актуальное состояние и мера достаточности рассматриваемых психических способностей) критериев беспомощного состояния потерпевших в ситуациях посягательства на их половую неприкосновенность.

Конечная цель КПСЭ требует учета меры актуальной реализации потенциальных способностей в конкретной ситуации. Это предполагает оценку новизны и внезапности ее развития, делает необходимым принимать в расчет динамику состояния личности в процессе ее взаимодействия с ситуацией (наличие аффекта страха, острой растерянности с дезорганизацией мышления и поведения), заставляет обращать внимание на сохранность энергетических психических ресурсов (быстроту истощаемости).

Комплексная психолого-искусствоведческая экспертиза печатных изданий эротического и порнографического содержания.

Как отмечают В.Ф. Енгалычев и С.С. Шипшин, комплексная судебная психолого-искусствоведческая экспертиза (КСПИЭ) целесообразна, в частности, в том случае, когда необходимо установить направленность и степень воздействия произведения искусства на осознание либо бессознательную сферу личности или населения в целом. Чаще всего в данной связи комплексная комиссия предлагает для исследования объекты, содержание которых лишь условно позволяет отнести их к собственно произведениям искусства, хотя априори об этом можно только догадываться. Таковыми являются журналы, книги, брошюры, видеокассеты порнографического или садистского содержания [4].

Судебно-психологическое исследование фонограмм и видеозаписей.

Судебно-психологическая экспертиза по выявлению признаков достоверности / недостоверности информации, сообщаемой участниками уголовного судопроизводства (по видеозаписям следственного действия или оперативного мероприятия) – это исследование, которое проводится с соблюдением уголовно-процессуальных норм по поручению следователя (суда) экспертами, сведущими в психологии лжи и других смежных отраслях знания, и состоящее в исследовании особенностей коммуникативной деятельности участников следственного действия или оперативного мероприятия, зафиксированного на видеозаписи (в том числе – особенностей устной речи, вербального и невербального поведения), и особенностей эмоционального состояния допрашиваемого (опрашиваемого) в процессе коммуникации. Основная задача судебно-психологической экспертизы по выявлению признаков достоверности / недостоверности информации, сообщаемой участниками уголовного судопроизводства (по видеозаписям следственного действия или оперативного мероприятия) – установление в показаниях объекта видеозаписи (участника уголовного процесса) психологических признаков достоверности (недостоверности) по поводу уголовно-релевантных обстоятельств, входящих в предмет доказывания по уголовному делу [2].

В последнее время на психологическое исследование стали поступать фонограммы и видеозаписи допросов и иных следственных действий для установления факта психического воздействия на допрашиваемого со стороны следователя либо третьих лиц. Как правило, подобные экспертные исследования проводятся в случаях, когда допрашиваемый утверждает, что непосредственно в процессе допроса на него оказывалось давление, поэтому он сообщал информацию, которую требует от него следствие.

Задача судебно-психологической экспертизы в данном случае состоит лишь в установлении наличия либо отсутствия признаков психического воздействия на испытуемого именно в процессе допроса. При этом анализу подвергаются такие факторы, как удержание вопросов допрашивающего с точки зрения их внушающего воздействия, интонационные характеристики речевого взаимодействия, а если анализируется видеозапись, то и невербальные компоненты общения.

В рамках психологического исследования аудио- и видеозаписей обязательно проводится экспериментально-психологическое обследование подэкспертного, в ходе которого устанавливаются его интеллектуальные, личностные, эмоционально-волевые особенности, а также устойчивость к внушающему воздействию и склонность к фантазированию.

На разрешение экспертизы ставится вопрос: имеются ли в тексте допроса на аудио- или видеозаписи признаки психического воздействия на испытуемого со стороны допрашивающего либо третьих лиц?

Комплексная психолого-лингвистическая экспертиза.

В.Ф. Енгалычев и С.С. Шипшин данный подвид экспертизы называют психолого-автороведческим и считают, что ее необходимо назначать в тех случаях, когда обвиняемый (свидетель либо потерпевший) отказывается от своих собственноручных показаний, мотивируя это тем, что они написаны при участии другого лица и представляют собой результат диктовки, или изложения, или их сочетания и т.п. Наряду с этим человек не отрицает, что записи исполнены им, но отказывается от авторства. В таких случаях на разрешение экспертизы рекомендуется ставить следующие вопросы.

1. Учитывая уровень интеллектуального развития, особенности устной и письменной речи, индивидуально-психологические особенности и конкретные обстоятельства дела, является ли испытуемый автором исследуемого текста?

1.1. Содержатся ли в исследуемом тексте признаки какого-либо необычного состояния?

Данная экспертиза проводится комплексно экспертами-психологами и экспертами-автороведами (лингвистами). В ходе исследования сравнительному лингвистическому анализу подвергаются исследуемые тексты, свободные и экспериментальные образцы письменной речи испытуемого. В отношении его проводится экспериментально-психологическое обследование, а также психологический анализ его почерка.

Полученные результаты ложатся в основу совместного заключения психологов и автороведов [4].

Литература:

  1. Борисова С.Е. Юридическая психология (психология в деятельности следователя) Орёл: КАРТУШ, 2011. — 296 с.
  2. Енгалычев В.Ф., Кравцова Г.К., Холопова Е.Н. Судебная психологическая экспертиза по выявлению признаков достоверности / недостоверности информации, сообщаемой участниками уголовного судопроизводства (по видеозаписям следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий): монография. – М.: Юрлитинформ, 2016. – 328 с.
  3. Еникеев М.И. Юридическая психология. С основами общей и социальной психологии Учебник для вузов. — М.: Норма, 2005. — 640 с.
  4. Нагаев В.В. Основы судебно-психологической экспертизы Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право,2000. — 333 с.
  5. Петруня О.Э. Юридическая психология: Учебное пособие. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2007. – 171 с.